Эта статья мне показалась довольно интересной, решил с вами поделиться Автор статьи ИРИНА ВОРОБЬЕВА
Врач - это диагноз
О том, что врачебная доля - это тяжкий труд и каждодневная борьба с неблагоустроенностью больниц и безденежьем, не говорил разве что ленивый. Между тем тысячи юношей и девушек ежегодно штурмуют медвузы. И правильно делают. Потому что врач может сделать отличную карьеру. Важно знать, у кого учиться.
Не верю, как говорил основоположник МХАТа. Ну не верю я, что вся эта молодая поросль мечтает о судьбе героя фильма "Дорогой мой человек". Тот товарищ, напомним, сутками пропадал в больнице, а его жена и дочка обитали в коммуналке - от отдельной квартиры этот бессребреник отказался в пользу старенького терапевта. Не верю, что папы и мамы абитуриентов хотят такой вот доли своим чадушкам. Тем более что, по статистике, 30% "поступантов" - дети медиков. Так давайте поговорим о том, какая карьера светит эскулапам и что надо делать, дабы вскарабкаться к карьерным высям в медицине.
Прежде всего хочется заметить, что нищенский заработок, по поводу которого на каждом углу плачутся люди в белых одеждах, - удел далеко не каждого доктора. Медицина у нас хоть и бесплатная, но очень дорогая. Один мой знакомый, тридцатилетний выпускник бывшего 3-го Меда, ныне медико-стоматологического института, сотрудник кардиоцентра, говорит, что на хлеб с маслом благодаря богатой клиентуре он зарабатывает. И вообще, лично я видела немало докторов в сильно недешевых костюмах и на дорогих машинах. Правда, следует признать, что люди эти далеко не юные, все больше солидные доктора наук, директора медицинских НИИ, профессора медвузов, занимающие не последнее место в той или иной отрасли медицины. Например, бывший министр здравоохранения Советского Союза Борис Петровский - легендарный кардиолог, преподававший в тогда еще 1-м Меде, ныне Медицинской академии, или известный педиатр и руководитель Департамента образовательных медицинских учреждения Минздрава Николай Володин - бывший завкафедрой в РГМУ (бывшем 2-м Меде). К таким врачам, случись что, мы и стараемся прорваться на консультацию, ложимся на обследование и операции. Конечно, есть среди медиков и такие, кто ловит кайф от езды на "скорой" и не уходит оттуда до пенсии, несмотря на действительно смешную зарплату - меньше ста долларов. "Я получаю от своей работы удовольствие, - объяснял мне врач-"скоропомощник", - а за удовольствие надо платить".
Если же вы рассчитываете в придачу к любимой профессии получить кроме почета и уважения еще и приличный доход, то ваша дорога - в институтские клиники, известные НИИ, престижные больницы, частную практику. Но как вырулить на этот путь?
Врачебная тайна
Болезненную тему вступительных экзаменов мы затрагивать не будем, заметим лишь, что прорваться в мединститут действительно очень непросто. Формально (вернее - как заявляют преподаватели) конкурс в медвузы колеблется от 4 до 5 человек на место. Немало, конечно, но и не так уж много. Это, однако, только на первый взгляд. Давайте посчитаем. Допустим, у одного из институтов имеется 300 мест, из них вычтем места для детей здешних преподов и детей их друзей, затем места для ребят из классов с медицинским уклоном (а их лишь у одной Медицинской академии 8), потом места "региональные", предназначенные по разнарядке Минздрава исключительно уроженцам регионов, не имеющих "медвузов", - у этих уроженцев свой, как правило, более низкий по сравнению с общим потоком проходной балл. В результате число, скажем так, "вольных абитуриентов", претендующих на одно из оставшихся мест, вырастает до 15-20 человек.
Практически во всех наших мединститутах обучают по четырем традиционным специальностям: лечебное дело, педиатрия, стоматология, фармация. За последние 10 лет открылись новые (но пока не во всех вузах): сестринское дело, медицинский менеджмент, профилактическое дело, клиническая психология.
В институтах врачи учатся дольше всех - в основном шесть лет (исключение - фармация и стоматология, там 5 лет). Помимо фундаментальных дисциплин (химии, физики, биологии в разных сочетаниях - биоорганическая химия, биологическая физика и т. п.) они изучают основы всех медицинских профессий: педиатрии, акушерства и гинекологии, дерматовенерологии, психиатрии, неврологии, лечение инфекционных болезней - плюс иностранный язык, латынь, гуманитарные науки (история, философия). Будущим эскулапам приходится вызубривать тома толстенных медицинских справочников с перечислением симптомов разнообразных хворей. Но даже если вы ночами корпите над учебниками и мудреные латинские словосочетания отлетают от зубов, не факт, что в конце концов вы станете этаким импозантным и уважаемым профессором. Ведь врач прежде всего должен уметь лечить, а этому тоже надо учиться. И вопрос: кто учит, какую врачебную и научную школу вы прошли - в судьбе медика главный.
Замечали вы или нет, но врачи придают огромное значение наставничеству. Все знают, что знаменитый сердечно-сосудистый хирург Виктор Савельев - ученик Спасокукоцкого. А фраза "Мой учитель говорил..." в разговорах хороших врачей, к которым на прием не прорваться, встречается постоянно. При поступлении в институт на собеседовании абитуриента обязательно спросят, не из семьи ли он медиков, и если да, то при прочих равных результатах предпочтение отдадут ему - особенно если его папа (мама) в медицине не последние люди, - а не чаду, скажем, учительницы и экономиста. Кстати, дети ректора Московской медицинской академии Михаила Пальцева учатся в ММА, а один из лучших питомцев Академии Павел Умрюхин, на следующий день после получения диплома защитивший диссертацию по физиологии, - из семьи физиологов. И дело тут не в блате, а в том, что именно этот молодой человек или девушка с детства "варились" в "медицинской атмосфере", слушая беседы родителей о больных и болезнях. И еще: они прекрасно понимают, что врач имеет дело со смертью, кровью, трупами, - случаев же, когда институт бросали после первого же занятия в "анатомичке", полным-полно.
Словом, с первого курса надо хвостиком бегать за преподавателями (в солидных институтах это ведущие специалисты медицинских НИИ, зав. отделениями крупных клиник, а нередко их директора), посещать научные кружки, выступать на конференциях. Как вы себя покажете, какое впечатление произведете, сыграет решающую роль при распределении в интернатуру и ординатуру.
Поясним. В дипломах об окончания вуза напротив слова "специальность" стоит просто "врач". С этой записью самостоятельно ставить диагноз и назначать лечение нельзя.
Сперва надо закончить интернатуру или ординатуру, то есть пройти стажировку по определенной специализации (их более 60-ти - акушерство и гинекология, хирургия, терапия, гематология...). На стажировке интерн или ординатор уже сам осматривает, диагностирует, лечит, но под присмотром опытного врача, которому регулярно отчитывается. Интернатура длится год, ординатура - от двух до пяти лет в зависимости от области специализации. Например, если вас интересуют такие отрасли, как нейрохирургия или сердечнососудистая хирургия, то набираться опыта надо пять лет, а в области гематологии держат в стажерах не больше двух лет. По истечении срока интерн или ординатор сдает экзамены (они проходят в его мединституте) и получает сертификат об окончании интернатуры или ординатуры. С этим сертификатом можно приступать к самостоятельному врачеванию. Но вот где вы будете принимать пациентов - в ЦКБ или в районной поликлинике, зависит от того, под чьим руководством вы стажировались.
Дело в том, что интернатура и ординатура различаются не только сроками обучения. Как правило, интернатуру проходят в обычных городских больницах. Орлинатура - дело более солидное, и проходят ее в академической клинике или больнице (там находятся базы институтских кафедр) под опекой какого-нибудь медицинского светила - профессора или академика. Места а ординатуре - как бесплатные, так и "контрактные". Причем чем престижнее вуз, клиника или специализация (самые популярные - акушерство-гинекология, дерматовенерология, стоматология), тем меньше бесплатных мест. Чтобы попасть в бесплатную ординатуру Московской медицинской академии, недостаточно даже "красного" диплома. Предпочтение отдают не просто отличникам, но и, скажем так, активистам. Рассказывает профессор, академик РАМН, проректор по учебной работе Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова Петр Литвицкий: "Если студент не только хорошо учился, но и не ленился, дежурил в больнице, выступал на конференциях, посещал научные кружки, начал разрабатывать какую-то научную тему, он добьется приема в ординатуру академической клиники". И, скорей всего, после ординатуры там он и останется работать в окружении блистательных коллег.
Татьяна Ермакова, студентка 6-го курса факультета фундаментальной медицины МГУ: "Я писала диплом по пульмонологии, разрабатывала новый метод лечения одной из форм пневмонии. Мой научный руководитель - завкафедрой терапии Владимир Ноников, профессор ЦКБ, куда меня и взяли в бесплатную ординатуру. Надеюсь там в дальнейшем и остаться ".
Медицина для всех
А теперь самое время поговорить о том, в каких медвузах какие направления самые сильные. Иными словами, куда надо рваться, чтобы стать асом, скажем, именно в хирургии, кардиологии, акушерстве и гинекологии, стоматологии, педиатрии, ну и так далее. То бишь за какими преподавателями бегать хвостиками.
Наши ведущие школы практически по всем медицинским областям находятся в Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова. До 30-го года 20 века это был медфак университета, где учились Пирогов, Сеченов, Склифосовский, Бурденко. Лечебные корпуса академии могут принять более 10 тысяч пациентов, сюда направляют больных в самых трудных случаях. Это второе место в стране (после ЦКБ), где лечатся самые высокопоставленные или состоятельные больные. Сейчас здесь работают 83 академика и член-корреспондентов госакадемий- почти каждый из них руководит какой-нибудь клиникой, отделением, центром или НИИ (завкафедрой эндокринологии - директор института эндокринологии, завкафедрой физиологии - директор института физиологии и т. д.). Словом, выбирайте любое направление, любого "препода". Одних акушеров-гинекологов - целое созвездие: Николай Побединский, Александр Стрижаков (специалист по инфекционным родам), Александр Макацария (роды и беременность при патологии крови).
В бывшем 2-м Меде (ныне Российский государственный медицинский университет) тоже есть свои "звезды" в этой области - в частности, завкафедрой акушерства и гинекологии, академик Галина Савельева.
Неплохих акушеров-гинекологов готовят на медицинском факультете Университета дружбы народов (среди преподавателей академик, акушер-гинеколог Виктор Радзинский).
В области детских болезней традиционно наиболее уважаемой считается Санкт-Петербургская государственная педиатрическая академия - единственное в мире учебное заведение, которое специализируется на подготовке педиатров. Как полагают в академии, их выпускникам в мире нет равных. Во всяком случае, в России педиатрию изучают по учебникам, написанным питерскими профессорами. В академии считают, что именно здесь самые сильные кафедры неотложной педиатрии, перинатологии, неонатологии, детской эндокринологии.
Однако не менее сильные кафедры педиатрии и в московском 2-м Меде. Профессора и академики этого университета (Полина Пономарева, Нина Нисевич, директор института детской гематологии Наталья Кисляк, академик Вячеслав Тоболин, многолетний директор Института педиатрии Митрофан Студеникин) - создатели отечественной педиатрической службы, системы вакцинации и структуры детских поликлиник. Во 2-м Меде работает выдающийся детский хирург, академик Юрий Исаков.
К университету приписана Республиканская детская клиническая больница, куда со всей России везут самых "тяжелых" детей. Здесь их спасают.
Одна из ведущих кардиологических школ тоже в РГМУ - тут трудился отец электрокардиографии, кардиолог Павел Луконский, продолжают работать его ученики, академики Рафаэл Аганов, Анатолий Мартынов.
Выделяется кардиологическое направление на лечебном факультете Медико-стоматологического института. Ректор Евгений Соколов - крупнейший кардиолог, работавший с космонавтами.
А вот сердечно-сосудистая хирургия родилась в РГМУ. Родоначальниками ее считаются Спасокукоцкий и Бакулев. Сейчас кафедру сердечно-сосудистой хирургии возглавляет их ученик, академик РАН и РАМН, главный хирург России Виктор Савельев. Мечта его студентов - ординатура 1-й градской больницы, где находится кафедра.
К слову сказать, все местные кафедры, в отличие от 1-го Меда, располагаются в 44 городских больницах, роддомах и поликлиниках - кроме 1-й градской это 4-я градская больница, Филатовская, Морозовская больницы, 57-я городская больница, кожные диспансеры, всего 19 700 коек по Москве. Студентов учат в максимально приближенных к реальности условиях. Так называемый московский факультет (240 мест) выпускает врачей для столичной "Скорой помощи" и районных поликлиник. Потенциальные работники (как правило, те, кто недобрал 1-2 балла на основные факультеты) обязуются после института три года отпахать там, куда их пошлет Департамент здравоохранения. Кстати, великолепная школа невропатологов академика Евгения Гусева тоже тут.
Если же вернуться к хирургии, то стоит снова отметить РУДН, где действует кафедра челюстно-лицевой хирургии - ее встретишь далеко не во всех медвузах (зав. кафедрой - профессор Валерий Гунько), кафедру госпитальной хирургии возглавляет профессор Юрий Таричко, кафедру общей хирургии - профессор Валерий Малярчук
Все современные методы лечения, скажем, геннотерапия (создание в человеческом организме новых генов вместо разрушенных), биотехнология (получение лекарств с помощью генной инженерии), биохимия и биофизика основываются на физике, химии, биологии и математики. Лидер в плане углубленного изучения этих наук еще один факультет РГМУ - медико-биологический. Из местных преподавателей нельзя не отметить академика, директора Института медицинской биохимии Александра Горчакова и ректора РГМУ, медицинского биолога, академика Владимира Ярыгина. На этом факультете родилась космическая медицина. Многие из его выпускников работают в известнейших научных лабораториях мира.
Такие же светлые головы пестуют на факультете фундаментальной медицины МГУ. Физику, химию, математику, биологию тут преподают профессора специальных факультетов университета - это самый высокий уровень, какой может быть в России. Для преподавания медицинских предметов приглашают академиков РАМН, в основном из Академии имени Сеченова: например, зав. кафедрой анатомии, академика Михаила Сапина; зав. кафедрой терапии, ведущего специалиста ЦКБ, известного пульмонолога Владимира Ноникова.
Что до популярных стоматологов, то стоматфакультеты есть во многих вузах, но большинство из них появились, как правило, очень недавно. Четыре года назад этот факультет открылся в РУДН, в этом году в 1-ом Меде.
Институт же с настоящей школой стоматологов один - Московский медико-стоматологический. Единственный стоматологический институт в мире - кстати, за рубежом зубной врач не больше чем дантист, а в Стомате изучают и онкологию, и хирургию, и косметологию области головы и шеи. Преподают в бывшем 3-м Меде самые-самые специалисты-стоматологи Гарри Барер, Игорь Лебеденко, Леонид Персин.
По медицинской линии
Только не подумайте, что лучшие медицинские умы сосредоточены исключительно в двух столицах - в Питере и Москве. Отнюдь! Знаменитейшие врачи вырастали в провинциальных вузах, куда в свое время уезжали ученики московских и питерских светил. И уже на новом месте ученики создавали свои школы. Рассказывает профессор, специалист в области лазерной медицины Владимир Михайлов: "Я учился в Рязанском мединституте, защитил диссертацию, предложил новый метод лечения онкологических заболеваний, которой очень хорошо показал себя в рязанских больницах. Меня вызвали в Минздрав и предложили работать в Москве".
И несть числа таким примерам. Напомним, что директор Института имени Сербского, в прошлом министр здравоохранения Татьяна Дмитриева закончила Ивановский медицинский институт, другой бывший министр здравоохранения Эдуард Нечаев - Ставропольский. Учитель Святослава Федорова Тихон Ярошевский и главный терапевт ЦКБ Гасилин закончили Самарский мединститут, а Николай Блохин, бывший президент РАМН, и Николай Трапезников, директор Всероссийского онкологического центра, - выпускники Нижегородской государственной медицинской академии.
И ничего удивительного. Нижегородская медицина, к примеру, примечательна двумя школами - терапевтической (онкология относится как раз к терапии) и кардиохирургической. Самарский государственный медицинский университет известен хирургией (самарские профессора составили первый в стране справочник по травматологии).
Конечно, не все так замечательно. Из хорошего института может выпорхнуть плохой врач, но из плохих вузов их выходит все-таки больше. Встреченный мной на Пироговской конференции директор Калининградской больницы поведал, что к нему в интернатуру не раз просились выпускники Северо-Осетинской академии, чей уровень был ниже фельдшерского.
Как же отличить хороший региональный вуз от плохого? "Посмотрите на преподавательский состав, не поленитесь заглянуть в Интернет: в системе Medline помещены все более-менее значимые научные работы - если там есть труды преподавателей вуза, в который вы собрались, значит, институт неплохой. И еще - обратите внимание на базовые больницы этого учебного заведения: если их нет - врачевать вас там не научат".